Когда в тандеме два пилота

Hannes Papesh, главный конструктор компании NOVA, однажды сказал на форуме в ветке про тандемы:

I think, tandem flying is the future! Smile

Apart of the fact, that it's very funny and every adventure is much more worth when you can share your impressions, the big wings have reached a very good level of comfort now...
 
"Я считаю, что тандемные полеты - это будущее!
Кроме того, что это большое удовольствие и каждое приключение прибавляет в цене, когда есть с кем делиться своими впечатлениями, большие крылья достигли нынче очень хорошего уровня комфорта..."

Я вспомнил эту фразу известного парапланерного гуру после отличного тандемного полета вдвоем с Костей Наумовым, когда мы совершили посадку на зеленом поле - довольные и усталые.

До этого я летал на тандеме только с пассажирами - не-пилотами. Именно Костя предложил мне полетать вместе на тандеме. Почему бы и нет, подумал я и мы поехали на Тысячу.

{gallery}news/Tandem2p{/gallery}

Первое, что я заметил не без удовольствия, это была спокойная атмосфера полета. Обычно пассажир излучает нервность и напряженность и пилот невольно поддается такому излучению. В случае ко-пилота вместо пассажира, ты сразу понимаешь, что он именно твой напарник, который понимает обстановку, который не нервничает и не напрягается, и который готов помогать тебе в полете, а не отвлекать.

Второе, это уровень взаимопонимания между ко-пилотами - напарниками. Такое взаимопонимание наступает достаточно быстро и  следующие решения в полете принимаются достаточно быстро после краткого обсуждения вариантов.

Третье, Костя задавал интересные вопросы по моим текущим решениям в поиске и обработке термиков. Ответы на эти вопросы с немедленной демонстрацией прямо в полете, а также комментарии своих действий - все это служило основной нашего ощения в воздухе.

Временами Костя брал управление и я мог попить воды, поработать с приборами, поговорить по рации с другими пилотами и т.д. Четыре руки у экипажа одного крыла здорово облегчают обстановку в полете. Когда же я рулил парапланом, Костя начинал фотографировать и снимать видео в полете.

После отличного термика над 11-й точкой, набрав около 3,5 километров, мы решили изменить наш маршрут и поставили себе серьезную задачу - пролететь треугольник ФАИ в 70 км. Мы взяли точку 13, перелетели Воронцовку и повернули на взятие точки 23. Дальнейшей целью была точка 31, затем перелет по ветру на точку 22 и возврат на Чон-Таш.

В полете мы обсуждали возможности на нашем пути, ринимали согласованные решения по поиску термиков и их обработке, общались между собой и по рации, снимали видео и т.д. Было очень интересно, по сравнению с соло полетом, где обычно ты несколько часов летишь один молча. Мы даже обсудили такой животрепещущий вопрос, как мочеиспускание в длительном полете. Выходило, что в тандеме это сделать на порядок проще чем на одиночном крыле.

После 45 минут в полете подул устойчивый западный ветер, который смешал все наши полетные планы. Термичку сбрило ветром и мы побултыхавшись в слабых пузырях решили лететь на 21-ю точку к горе ЧонАрык, где и совершили посадку.

Неважно, что нам не удалось совершить наш грандиозный полет, гораздо важнее тот факт, что тандемные полеты открылись нам с новой стороны. Я тут же решил заказать себе новый тандем от НОВы - маленький легкий тандем Бион33. Все же большой тандем не для больших полетов. Он передает недостаточно информации и недостаточко чуток к управлениЮ чтобы брать маленькие потоки.

Рассмотрим преимущества тандемного полета двух пилотов на легком маленьком тандеме на примере NOVA BION-33:

1. Социальный аспект. Два пилота вместе строят свой полет, общаются, обсуждают ситуацию, принимают совместные решения, делятся впечатлениями и вместе переживают прекрасные минуты удачного красивого полета.

2. Удобство. Можно управлять крылом попеременно. Тогда второй пилот отдыхает и расслабляется, а это дает возможность летать гораздо большее время и соответственно, дистанцию. Кроме того, свободный от управления пилот может вести качественную сьемку полета, использовать монопод-штангу и прочие приспособления, которые трудно сипользовать одному. Можно даже поесть, попить и справить нужду в полете без особенного риска и напряжения.

3. Легкость. Маленький тандем весит практически столько же, сколько и современное одиночное маршрутное крыло - 7,2 кг. Легкие подвески для пилота и пассажира с эйрбэгом будут весить суммарно 5 кг. Легкая тандемная запаска GIN Yeti #50 - 2,6 кг. Итого весь комплект вместе со шлемами и рюкзаком уложится в 20 кг. Это всего лишь по 10 кг на пилота! С таким весом можно смело шагать в горы пешком и даже летать Биваки. По крайней мере, можно достаточно легко прогуляться после посадки до ближайшей дороги или транспорта.

4. Летные качества. Маленький тандем имеет лучшую управляемость и чувствительность, благодаря большей загрузке и коротким стропам. Кроме того, он выигрывает в скорости по сравнению с большими собратьями. Однако это все еще большое крыло, а это означает, что оно обладает лучшим глайдом по сравнению с малоразмерными братьями-одиночками. Обьясняется это просто - два пилота в тандеме имеют практически такое же сопротивление, как и одиночный пилот, но крыло при этом больше, что дает существенную прибавку к глайду.

5. Бион-33 имеет уникальный весовой диапазон - 90 - 200 кг. Он позволяет летать на нем как одному пилоту, так и двоим. Настолько широкий диапазон позволяет комплектовать экипажи практически без ограничений, если еще учесть, что на долю собственно самого оборудования отнимается лишь 20 кг. То есть я, будучи 75 кг весом, смело могу взять в напарники пилота до 105 кг .

6. Возможно, такие пилоты откроют новую веху в обучении маршрутным полетам. В самом деле, в таком тандемном полете, когда студент летит вместе с инструктором, гораздо легче обьяснить и тут же показать, как выполнять те или иные приемы пилотирования. Также, на натуре гораздо легче обьяснять  тактическую сторону полета - как принимаются те или иные решения в воздухе.

Разумеется, у тандема существуют минусы по сравнению с синглами:

1. Меньшая скорость переходов из-за отсутствия акселератора. На тандеме имеются триммеры, которые позволяют увеличить скорость, но прирост скорости конечно же не такой, как на сингле. Кстати, у Биона 33 он равен 10 кмч на отпущенных полностью триммерах.

2. Меньший глайд по сравнению с крыльями Кросс-Кантри класса. Но тандем и не предназначен для быстрых кросс-кантри перелетов. Его стихия - неспешный созерцательный полет для удовольствия

3. Некоторое неудобство на старте и посадке из за того, что партнеры пристегнуты друг к другу. Однако этот аспект с лихвой компенсируется удобствами в полете.

Таким образом, вспоминая слова Ханнеса Папеша, хочется еще раз подчеркнуть - с появлением нового поколения тандемов - легких, маленьких, летучих, с широкой весовой вилкой - открываются очень заманчивые преспективы для равзития социального параглайдинга.

+996 (550) 198899
+996 (552) 216916
azret@fly.kg