Кросс-Кантри тур по Турции

Мы с друзьями поехали в паратур по лучшим местам Турции, который орагнизовал Семи для кросс-кантри пилотов. В программе тура значилось - 1 день в Олюденизе, а дальше полеты в Чамели, Никфере, Денизли, Памуккале - т.е. в самых крутых маршрутных местах страны. Кроме того, турпакет включал трансферы,отели, завтраки, транспорт, разбор полетов, гида и мететосопровождение. Практически идеальный пакет.

Фольксваген-Транспортер имеет 7 мест. Нас, пилотов было вначале пятеро в группе - трое из Киргизии и двое россиян. Потом присоединились еще двое - японец Акира и турчанка Мерджан.

Не стану описывать первый день в Олюденизе - обычный курортный приморский городок с двухкилометровой горой Бабадаг, откуда пачками стартуют тандемщики и солисты. Я даже не поехал на полеты с горы, хотя остальные с удовольствием слетели с Бабадага, полюбовавшись отменной красотой пляжа и косы с высоты.

Переезд в Чамели занял у нас около 2 часов. Это порядка 66 км на север по горной дороге. Первый день не увенчался полетами из за сильного ветра на старте. Второй день тоже не подарил нам особой погоды. Лишь на третий день установилась ясная термическая кучевка.

Старт Чамели специально построен местным муниципалитетом для соревнований по Параглайдингу. Мэрия сделала там грандиозную работу. На макушке горы основательно потрудилась тяжелая техника - она была выровнена, скалы срезаны и засыпаны мелким гравием. Впечатляет и дорога, которую тоже достроили до самой макушки горы - до стартовой площадки.

Ветер здесь в основном Юго-Западный, но стартовые склоны ориентированы на юго-восток и север. Так что, как бы ты ни стартовал, первое время летишь через турбулентности стартовых роторов. И лишь отлетев на знfчительное расстояние, начинаешь расслабляться и работать в потоках.

Первым вызвался лететь Олег Куликов, впрочем, как всегда... Мы всей группой наблюдали, как его долбило около горы, как он, плюнув на все, улетел подальше в долину и только там набрал выше старта. Затем стартовали остальные пилоты и начали термический хоровод над долиной.

{gallery}stories/Turkey2013{/gallery}

Семи и я стартовали практически последними. К моменту, когда я выкрутил под базу, в воздухе оставались только Семи, его помощница Дарья и я. Они сообщили что решили направиться на Север с попутно-боковым ветром. Я взял курс туда же, но с отставанием на пару километров. Когда я дошел до главенствующей на севере горы с кучевкой над ней, воздух сделался жестким и турбулентным.

Поднабрав под базу, я решил лететь в на восток, в сторону большого города Гольисар. Сюда ветер был попутный и летелось очень легко. Над Гольисаром удалось восстановить потраченную на переход высоту и я решил долететь до следующего города - Чавдыр. Глайд на долиной оказался неважным и я стремительно терял высоту, когда чуть в стороне возле озера увидал мраморный карьер.

Здесь на пупыре над карьером мне удалось обработать слабенький термик, который постепенно набрал силу и понес меня теперь уже в следующую долину на Юго-восток. Долетев до следующего городка в той долине я решил развернуться и вскоре приземлился на зеленом поле у дороги. Маршрут составил около 60 км. 3 часа 10 минут в воздухе - очень хотелось помочиться..

Трек: http://xc.fly.kg/index.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=205

Обратно добирался автостопом - мой кригизский язык был вполне понятен туркам и они с большим удовольствием меня подвозили по дороге, отказываясь брать деньги. Когда я вернуся, оказалось, что я улетел сегодня один, остальных долго собирали по долинам и по взгорьям..

На следующий день Семи, поколдовав над прогнозами, обьявил, что поедем на старт Никфер. Старт мне понравился гораздо больше неоднозначного Чамелинского старта. Здесь был ясно обозначенный хребет на долиной, а не пупырь меж других холмов как в Чамели. Открытая долина со множество полей и классной кучевкой над ней тоже радовали глаз гораздо больше заросшего лесом многохолмья в Чамели.

Старт также был оборудован, ориентирован и подготовлен лучше. За столом под навесом мы провели небольшой брифинг. Предстояло набрать над хребтом как минимум километр высоты, чтобы перейти через горную гряду достаточно безопасно. Затем надо было дождаться начала работы следующей долины, пройти долиной почти 60 км в сторону Чавдыра, перемахнуть еще хребет и сесть в конце следующей долины.

Стартовали всей пачкой. Также, всей гурьбой быстро набрали под базу - больше 3 километров и встали на переход через горную гряду Никфера. В долине пилоты рассыпались кто куда - она работала еще плохо и мы искали подьемы повсюду. Термика была слабой и рваной - не то что в горах. Приходилось очень долго тереть сопли, чтобы набрать очередные 100-200 метров для перехода.

Некоторым повезло больше - я видел, что Акира и Сергей набрали опять под базу и понеслись по маршруту. Я же терся очень долго, пока смог дотянуть до ближайшей горы через долину. Но зато там я нашел отличный подьем. Тут же ко мне, как коршуны, с разных сторон подлетели еще двое - Олег Куликов и Женя Казаков. Вместе мы быстро обкрутили тот термик.

На высоте он стал очень сильным и колбасным. Олега сложило разок, Женю выкинуло из термика. Выпнутый отправился в долину - чтобы успокоиться, а Олег нашел рядом термик послабее и постабильнее. Мне же удалось удержаться в клокочущем ядре. Под заливистую трель Флаймастера я докрутил до 4200 метров, где наконец термик ослаб и я решился покинуть его.

Далеко внизу я видел ОЛега, идущего к трассе Хайвея, а Женю я вовсе потерял из виду. Дальше шел только облаками, крупно дрожа от холода и пытаясь справиться с позывами мочевого пузыря. Ветер ощутимо усилился и начал сносить налево - на север. Приходилось лететь полубоком- крабиком, при этом все время давя на акселератор.

Вот подо мной пронесся уже Чавдыр. Я встал почти навстречу ветру, но он все крепчал и снос стал совсем сильным. Снесло за хребет за Чавдыром. Пришлось крутить жесткие рваные термики, все время держа крыло на полном контроле. Ментор3 яростно хлопал ушами, дергался, но не складывался.

Когда я докрутил до базы то оказался уж за хребтом в следующей долине. Здесь я уже был вчера, но сегодня нужно лететь дальше - до конца этой долины -  городка Кизилчада. Но это было уже делом простой техники с такой погодой. Также крабиком со встречно боковым ветром, набирая под тучками я дошел до городка.

Оказалось, я догнал Сергея и обогнал всех остальных паратуристов. Сергей снижался на холмы за городком. Когда он благополучно сел, я тоже выбрал себе зеленое поле у дороги и начала снижение на ушах. Вскоре после посадки в эфире появился Олег и спросил, куда лететь. Я вывел его на себя и он также благополучно сел около меня.

Результат дня - нас трое на голе - Сергей, Олег И я. 89 км маршрута за 3 часа 22 минуты. Самый высокий набор сегодня у меня - 4200 в облаке. Кстати, когда я вылетел из этого облака, то увидел совершенно фантастическую картину - солнце отбрасывало сверху вниз на белое облако мою черную тень, окруженную цветным ГАЛО!!! Жаль не было фотоаппарата, чтобы снять такой великолепный кадр...

Трек: http://xc.fly.kg/index.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=206

Остальные пилоты в тот день расселись по маршруту, пролетя не менее 60 км....

Прогноз следующего дня показал усиление ветра в Никфере и Чамели. Семи скомандовал собрать вещи готовиться к переезду в другой отель - в Денизли. А точнее, мы поехали в Памуккале. Это там, где находятся знаменитые соляные ванны - Травентины в горах. 120 км пути прошли в оживленных беседах - пилоты делились впечатлениями от полетов.

Утром следующего дня перед нами встал выбор - расслабленные полеты над соляными травентинами в термодинамике или большие горы и большие полеты. Мнения разделились. Сулейман решил выбрать облегченный вариант, а остальные решили ехать на большой старт. Мы подвезли Сулеймана на нижний старти поехали сами дальше.

Как рассказал Сулейман нам потом - это был очень красивый полет над белоснежными травентинами Памуккале. Он быд очень доволен своим выбором.

Когда мы приехали на старт Чокелез, погода только-только вспыхнула первой кучевкой. Ветер начинал крепчать и Семи, понюхав воздух, сказал, что предстоит очень большой полет. Он быстро провел стартовый брифинг и мы стали готовиться к полету.

Кстати, Семи очень профессионально выбирает старт под существующую погоду и ставит классные задачи, за что ему огромная благодарность!

Прямо перед стартом вырастало симпатичное облако - туда и полетел. Вскоре ко мне присоединились остальные и мы быстро выбрали 3200м - сегодняшнюю базу. Встали на переход вдоль хребта под облаками. Думаю, мне повезло полететь по левому краю облаков. Там везде был подьем и летелось легко - дельфинчиком - без подкруток, по прямой..

Олег отстал на 2 километра - ему приходилось постоянно подкручивать. Остальные отстали значительно и вскоре потерялсиь из виду. В середине долины, перед обширным озером пришлось взять паузу - облака растаяли, оставались только старые, а новых не нарождалось. К тому же после долгого перехода под базой я отчаянно дрожал от холода и потому намеренно давил на тапку чтобы снизиться и согреться.

Нашел мягкий широкий слабый термик и вертелся в нем, греясь на солнышке. Справа показались догоняющие - Акира с Дарьей и низко, вслед за ними - Мерджан. Они лихо открутили термик под базу и рванулись к хребту с огромными ветрякам, который стоял поперек нашего пути. Я продолжал греться и ждать новых облачков.

Догоняющие уже прошли меня и пронеслись под старой кучевкой. Наблюдая за ними, я увидел, что эти облака уже не сосут - вся группа быстро снижалась над хребтом - у них не оставалось высоты пролететь всю гряду по ширине. Вот они развернулись и пошли на снижение навстречу ветру в поисках лифта.

Только теперь начали вспыхивать новые кучевые облачка - уже на правом краю старых туч. Туда я и рванулся и тут же нашел подьем. Опять пролет дельфином под молодыми облачками и вот уже я проскочил хребет на большой высоте. Далеко внизу мои друзья елозили у склона в попытках найти термик. Слева по берегу озера на 500 метров ниже летел Олег к хребту - низковато...

Перелетев хребет с ветряками, я посмотрел на прибор - 90 км. А прошло всего 2 часа! Вот это скорость у нас сегодня...
Подумалось, что точно смогу пролететь 150 км. И тут же начались истошные позывы моего мочевого пузыря.

У меня был с собой пакет с орешками. Я высыпал их в карман кокпита а в пакет пристроился пописать. Пакет был небольшой, пришлось писать порциями и выливать за борт мочу. В очередной раз крыло сильно болтануло и я облился собственной мочой, бросив пакет и судорожно поймав клеванты.

Пока я выжимал из себя, всю жидкость, я потерял много высоты, пришлось срочно вычислять следующий термик. Нашел, обработал, набрал опять высоты и полетел налево, на север вдоль основной трассы.

Там слева назревала очередная улица облаков. Переход был с косым ветром, пришлось слить много высоты. В этот момент рация взорвалась голосом Олега - "Ну нифига себе! ЩАс в тридцати метрах от меня пролетел реактивный самолет-истребитель!" Как он потом рассказал, он отчетливо видел лицо пилота в его кабине.

Я сообщил, что лечу налево вдоль трассы и начала поиски очередного лифта. Вскоре вновь мне удалось его найти над небольшим городком в горах. А затем следующий переход опять отобрал почти всю мою высоту.В центре долины трасса пересекала очередной город. Здесь я снизился почти до 200 метров над грунтом.

Я отчетливо видел, какой сильный ветер был внизу - деревья гнулись и раскачивались под ним. Если я не найду термика, то мне предстоит очень жесткая посадка с таким ветром! На краю города- холмик желтого цвета, рядом кладбище. Далеко наверху и впереди по ветру - шикарное новое облако. Где же он питается? Где находится тот триггер, с которого начинается термик этого облака?

Прохожу над холмиком - пару раз пискнуло и все - высота тает.. прошел вбок над кладбищем - опять ничего, только приземная турбулентность от сильного ветра. Сношусь в поле, уже готовясь сесть на него - подальше от ЛЭП, если придется лететь с ветром задом наперед...

И тут над совершенно ровным полем прибор начинает радостно и несмело попискивать. Осторожно кручу, пытаясь оставаться в зоне подьема как можно больше. И вскоре врубаюсь в сильнейший поток, который возносит меня к тому самому облаку. Прибор радостно верещит всевозможными трелями. Теперь уже я пытаюсь ужержаться в жестком ядре. Вскоре поток становится стабильнм и я опять под облаком.

Впереди вспыхивает облачная улица через очередную гряду гор. Все, теперь 150 км уже у меня в кармане. Летим дальше. Трасса сворачивает резко направо - приходится давиться нискосок против ветра. чтобы оставаться на трассе подбора.

Еще пара термиков и длинный переход. Четвертый час полета в облаках доканал меня окончательно. Меня бьет сильнейшая дрожь от переохлаждения и усталости. Вода вся давно выпита, орешки сьедены, штаны мокрые и холодные. На приборе уже 165 км... Мне хватит.. В эфире все молчат - видимо сели уже. Решаю тоже садиться.

Ищу минуса и целюсь на город на трассе впереди. Внизу жестокий ветрище - видно по деревьям. Опять выбираю обширное поле подльше от ЛЭПов и деревеьев на краю города. Снижасюь и вижу, что все таки лечу задом, несмотря на то, что стою против ветра. Готовлюсь к касанию и срываю крыло. Все-таки не удержался на ногах и крыло валит меня на землю и тащит волоком еще метров 50. Хорошо выбрал поле без камней и с короткой травкой. Правда в колючках. Когда мне удается погасить купол, во мне миллион колючек.

Зато жив! И обновил свой рекорд 175 км! На всякий случай сообщаю по радио в пустоту. что сел нормально. И тут в рации раздается голос Дарьи - "Я лечу рядом высоты мало - снижаюсь, сажусь за городом" Ее отнесло еще на несколько километров и у нее тоже личный рекорд - 187 км!!! Эх, знать бы что она была рядом, пролетели бы вместе и все 200км! Погода позволяла..

Затем я долго вытаскивал колючки отовсюду, паковался и шел к трассе. В тот день 6 пилотов нашей группы улучшили свои рекорды. Семи на машине подбора проехал 650 км, собирая нас. Дальше всех улетели мы с Дарьей. Акира сделал 130 км. Олег оказался в 120 км от старта, но у него заглючил прибор ( видимо самолет его напугал сильно) и он не смог точнее определить длину трека по маршруту.

Мой трек: http://xc.fly.kg/index.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=207

На следующий день погода ухудшилась, небо заволокло облаками и мы поехали в местечко Секи недалеко от Олюдениза. Здесь был симпатичный невысокий хребтик со стартом в 300 метров над долиной. Сулейман стартовал первым и тут же вкрутился в термик, затем он перешел по ветру вдоль долины и опять нашел крепенький термик. Выкрутив под облака, он встал против ветра и полетел восвояси. Вообще в тот день он уделал всех...

Я чувствал усталость от трех дней напряженных полетов и поэтому вызвался порулить на подборе. Остальные тоже стартовали, но небо закрывало все больше и пилоты решили садиться, полетав по часику. Все же крайний день тура - надо и поберечься..

Мы опять поехали в отель в Олюденизе, а наутро уже ехали в аэропорт на свой рейс. Кстати, тур включает в себя и трансферы из и в Аэропорт. 

ИТОГИ. В общем, мы все довольны туром. Отлично полетали, обновили свои рекорды, прекрасно провели время. Из 7 дней было 3 улетных дня и один просто летный. Отели были вполне себе на уровне, жаловаться не на что. Особенно после гималайских гостиниц. Турция сильно подорожала в плане транспорта и еды. Дизтопливо стоит почти 2,5 Доллара за литр.

Летные места на континенте нам очень понравились. Специфика - приличные долинные ветра. У нас таких в Киргизиии нечасто встретишь. Небольшие горки - до 2 тыс метров при высокой базе сверху выглядят холмиками. Поэтому можно пересекать горные гряды  легко, в противоположность нашим большим горам.

1-8 Июня 2013

+996 (550) 198899
+996 (552) 216916
azret@fly.kg