Отчет участника курса по нештатным ситуациям

Отчет участника курса по нештатным ситуациям — Токтогул 2012

Боишься того, чего не умеешь, это лишний стресс в полёте, который можно исключить научившись.

Цели и программа курса

Общие цели и программа курса внятно изложены здесь. Для меня цель была вполне очевидной — большая уверенность в полетах, знание пределов возможностей — своих и крыла. Умение действовать в нештатных ситуациях.

Обязательная радиосвязь с гарнитурой, страховка, катер - были, а вот договорённостей со скорой в Токтогуле или Караколе — не было (накладки организации). Кстати про приборы: чтоб не купать варик высоту выхода меряли GPSами. И про зарядку радиостанций — в пионерлагере YAESU VX-7R отказалась заряжаться от родной зарядки и понимала только универсальную — было низкое напряжение. Вероятность такой ситуации надо учитывать, а без радиоведения курс не состоится. Ещё по спасжилетам — пенопластовые не использовали, поскольку лодка была в минутной доступности, но вообще жилеты наполняемые баллоном полезны например такие, поскольку подвеска топит пилота, особенно если он без сознания.

Проведение курса

Сразу скажу — сама организация курса "на местах" хромала на обе ноги; этот печальный факт отношения собственно к курсу не имеет, а имеет отношение к коммуникациям между людьми, поэтому писать об этом здесь я не стану. Помимо указанного — все было хорошо и отлично. С инструктором (Андрей Судаков, опытный SIV-инструктор, Нижний Новгород) мы встретились во время соревнований (подробно о них здесь). На встрече до курса настоял сам Андрей — ему было важно видеть, как кто из участников летает: опыт пилотов разнился от 14 лет (Алексей) до 10 месяцев (я).

Сразу после соревнований поехали на Токтогул. Коснусь все же организационных моментов: сейчас на Токтогуле довольно гибкий выбор места для жилья. От турбазы за 200 сом ночь, до отеля с горячей водой за 800 — все в пределах нескольких минут между собой. С едой туго — местные кафе "мясо/рыба", магазинов нет. Надоедает моментально. Свет и связь (в т.ч. GPRS) есть. Дорога — нормальная.

В теории можно добрать высоты над стартом, но при той погоде что была удавалось её меньше потерять и выйти над акваторией на 700м, при хорошей термичке выход будет больше, однако работа в потоке перед выполнением упражнений курса создаёт ненужное дополнительное напряжение.

Стартов два (две дороги на разные вершины) — один с выходом над водой (по глайду) около 500 метров, второй — больше (не знаю, как много, мы не него не попали, теоретически там и до воды ближе и идти к ней над гребнем).

Карта района проведения курса

Технически, проезд на старты возможен на хорошем джипе. Практически — обе дороги были закрыты снежными лавинами. Одна дорога — в начале подъема, вторая — в конце. Ходили от лавины до места старта пешком (на этом отсеялся один участник), примерно 40 минут для тех, кто ходит в горах и час — для тех, кто не ходит (300 м. перепада и 2 с чем-то км. по дороге).

Лавина на дороге

Заметка на будущее — лавины стают примерно к началу июня. Раньше туда соваться на машине не нужно.

Дорога

Таким образом, в нашем распоряжении был один старт с возможностью выхода по глайду 500 метров над водой. Это сильно ограничивало количество упражнений за один полет, а долгий подъем — количество стартов; погода съела еще один день. В результате программу удалось выполнить "по минимуму" — все упражнения, но без "закрепляющих" дней, запланированных Андреем.

Артем выполняет упражнение

По самому курсу комментариев у меня нет, если честно. Добротно проведенный курс, отличный инструктор. От переукладывания запаски до сложных упражнений. Катер на воде, все как положено.

Катер спасателей

Структурно курс хорошо описан у самого Андрея (ссылка выше в тексте), я просто повторю здесь кратко для тех, кому лень идти по ссылке:

  • занятия "в классе" — инструктаж, учебное видео, обсуждение курса и упражнений
  • полеты с инструктором (на глазах у инстуктора)
  • полет с инструктором в тандеме (не летал в тандеме никогда до, было сложно) — оценка реакции на перегрузку, выполенение упражнений под контролем инструктора
  • самостоятельные полеты — выполнение упражнений. Для меня лично была очень удобна схема занятий с Андреем — все обсуждения и вопросы на земле. Упражнение в воздухе выполняется самостоятельно, Андрей вмешивается только если нужно (в моем случае я нацелилися разбиться об воду в спирали).
  • разборы полетов — в конце дня с просмотром видео
  • индивидуальная корректировка программы, зависящая от скорости прогрессирования курсанта, психологического состояния и пожеланий

Андрей (инструктор) и Ольга (курсант) в тандеме

(Субъективные) выводы

Проводить SIV курсы в Киргизии можно и нужно — такой курс дает много любому пилоту: от новичка до "старичка". Есть где, есть кому. Ехать к нам за SIV никто, видимо, не поедет — условия сложные, билеты — дорогие. SIV нужно проводить для местных пилотов — после курса очень зримо видно, как много большинство (без обид) не знает о нештатных ситуациях.

Моя твердая убежденность — нужно формировать большую (точнее бОльшую) группу и проводить курс — возможно, уже в этом году. Сам я поеду второй раз обязательно — есть несколько элементов, которые мне нужны, а их не было в курсе, есть вещи, которые нужно закрепить — а не было времени.

Константин Наумов, специально для fly.kg
Комментарии (курсив) — Андрей Судаков
Фотографии: Ольга Занегина, Денис Карабанов, Константин Наумов

P.S. Небольшой итоговый ролик по нашему курсу:

+996 (550) 198899
+996 (552) 216916
azret@fly.kg