SIV на Токтогуле

Cамый первый, самый спортивный и самый красивый курс по нештатным ситуациям в воздухе прошел на Токтогульском водохранилище в начале мая 2012г.

Идея провести курс активного пилотирования и нештатных ситуаций в воздухе родилась в далеком солнечном Непале, где над пресным озером тренируются акробаты и проходят SIV-курс пилоты-маршрутники.

“ А чем Киргизия хуже?! - подумали мы. Горы - есть, солнце - есть, Токтогул - под боком! Не хватает только инструктора, а остальное найдем.

Инструктора, Андрея Судакова, долго уговаривать не пришлось - надо было только показать несколько фотографий красивейших киргизских гор и рассмотреть подробно в Google Earth места стартов, наборы высоты, траектории выхода над водой и посадок.

Написав программу курса и собрав желающих, было решено на собственном опыте попробовать провести курс по нештатным ситуация в новом месте.

Сам курс начался еще до приезда на Токтогул в Жалал-Абаде, где проходили парапланерные соревнования. Пока участники соревнований тоскливо ждали погоду и смотрели в свинцовое небо, щедро выливающее тонны воды на их головы, мы знакомились друг с другом и готовились к курсу. Под руководством Андрея было проверены и настроены подвесные системы, а также проведен тренинг по выбросу и переукладке запасок.

Снова и снова под гудящим от дождя навесом мы выдергивали свои запаски из подвесок, повторяли и запоминали глазами и руками, где же находится заветная ручка, чтобы безошибочно найти ее в критической ситуации. Вечером, разложив на всю квартиру белоснежные купола запасных парашютов, мы учились самостоятельной переукладке, запоминая как должна быть уложена нижняя кромка, как сделать змейку из строп, как договориться с маленьким контейнером.

Днем на старте до открытия стартового окна занимались наземной подготовкой, показывали свой уровень в воздухе, вылетая разведчиками погоды, проверяли радиосвязь.

Отдельный вечер был посвящен просмотру учебных видеоматериалов. Основная идея была в том,чтобы еще на земле подробно изучить как крыло попадает, ведет себя и выходит и каждого режима, чтобы потом в воздухе не удивляться, а работать с крылом.

Подготовившись технически, интеллектуально и морально, мы отправились на Токтогул.

После почти ежедневных дождей, затруднявших проведение соревнований, мы с надеждой высматривали в прогнозе погоды если не солнце, то хотя бы отсутствие осадков. Тем не менее, Токтогул встретил нас влажным воздухом, размытыми дорогами и серым небом. Дороги на старты оказались засыпаны лавинами - природа явно проверяла наши намерения на прочность. Разведка боем дороги на южный старт под проливным дождем обернулась вытаскиванием машины из размытой дороги и засасывающих в себя сазов.

Лавину было не объехать, а преодоление дальнейших 500 метров высоты не вселяло оптимизма. Так что мы решили пользоваться восточным стартом: туда и дорога до лавины получше и идти пешком поменьше (300м перепада). Жалко только, что при этом выход над водой получался ниже,чем с восточного старта.

На четвертый день с начала курса погода улучшилась и позволила нам заехать-зайти на южный старт. После 45минутного подъема мы были вознаграждены красивейшей панорамой Токтогульского водохранилища.

Было решено, что сперва стартует тандем, разведывая, нет ли где вкусного теплого термика, чтобы набрать высоту. Андрей в тандеме отдает управление и свои первые спирали мы делаем вместе с ним, чувствуя его руки на своих, держащих клеванты. Поприветствовав лодку наших друзей, готовых спасать нас из воды, тандем заходит на посадку. После этого начинаются самостоятельные вылеты.

До воды с южного старта лететь долго, термичка в это время еще слабая, поэтому мы всеми силами старались пройти “в нулях”, растеряв как можно меньше высоты. Тут уж кому как повезет: приходили и на 400 метрах и на 700. В зависимости от этого делали подробно обсужденные на земле упражнения. Например, набор ассимметричных и фронтальных подворотов или задний свал.

Делать упражнения предстояло самостоятельно, по готовности, по выученному алгоритму и в тишине радиоэфира. Перед началом упражнения - проверка ручки запаски и связи. Каждый знает, что если что-то пойдет не так, Андрей вмешается и подскажет, но до этого - тишина, как в обычном полете.

Предполетные волнения типа “А как это - летать в тандеме?”, “А зачем я буду сейчас трогать крыло,которое итак хорошо летит?” или “А может я не буду делать эту дурацкую спираль - лучше уж задний свал!” смывались трудовым потом восхождения на старт. Так что стартовали мы уверенно и настойчиво, по готовности себя и дождавшись благоприятных метеоусловий.

За день получалось делать в среднем по 2 вылета, и в выполнение каждого упражнения мы вкладывались по полной. Вечером - обязательный разбор полетов, просмотр видео, корректировка индивидуального плана прохождения курса в соответствии со скоростью освоения элементов и обсуждение упражнений на следующий день.

Под конец погода окончательно смирилась с нашей настойчивостью и не только позволила выполнить основной минимум курса, но и показала нам красивейшие виды Токтогула. Совсем немного времени не хватило на закрепление полученных навыков и выполнение не основных, но не менее интересных элементов курса.

В целом, по мнению участников первый курс активного пилотирования и нештатных ситуаций сложился вполне успешно. Да, порой было порой трудно и надо было договариваться не только между собой, но и с погодой, но начало положено.

Мы убедились, что проведение курсов активного пилотирования и нештатных ситуаций в воздухе принципиально возможно на Токтогульском водохранилище. Надеемся, что это был первый, но не крайний курс, и что следующий соберет большее количество желающих повысить свое летное мастерство.

Хочется поблагодарить наших друзей за прием, помощь в организации, настойчивость, дежурство на воде и теплую компанию.Без вас этот курс был бы невозможен.

Ольга Занегина,
Москва

+996 (550) 198899
+996 (552) 216916
azret@fly.kg